Мой ребенок не говорит.

« Актуальные проблемы  психолого-педагогического и медико-социального сопровождения РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА с ограниченными возможностями»

Индивидуальная логопедическая работа с детьми 4-х лет с общим недоразвитием речи

IIIуровня

В настоящее время актуальным является вопрос о РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Все чаще нам встречаются ДЕТИ в возрасте 3-4 лет не говорящие, плохо вступающие в контакт со взрослыми и сверстниками. Их состояние может быть обусловлено множеством причин биологического и социального характера. К биологическим можно отнести следующие причины:
— последствия органического поражения центральной нервной системы;
— недоразвитие базовых компонентов речевой функциональной системы;

Причинами социального характера могут являться:

— недостаточное внимание к РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА в семье;
— двуязычие;
— неправильная речь окружающих;
— неблагоприятная семейная обстановка;
— постоянное «общение» РЕБЕНКА с компьютером.

Все это ведет к низкому уровню РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Ранняя коррекционно — воспитательная работа с ДЕТЬМИ, закладывает основы для дальнейшего формирования его способностей. С каждым годом предъявляются все более высокие требования к знаниям учащихся в школах, гимназиях, лицеях, поэтому, чем раньше начинается КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, тем выше становится уровень РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.

Работа с ДЕТЬМИ ведется последовательно, опираясь на понимание речи, пополняется предметный словарь. Затем добавляем слова — действия и слова — признаки. Формируется фраза и ее грамматическое оформление. Грамматическое оформление фразы дает основу формирования связной речи.

В зависимости от уровня развития и способностей ДЕТЕЙ осуществляется переход к составлению коротких рассказов по сюжетной картине, по серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Так же очень важно вести работу по таким направлениям:

— развитие артикуляционной моторики и мимики;
— формирование интонационной стороны речи;
— отработка правильного дыхания;
— работа с сохранными звуками;
— формирование фонематического слуха;
— формирование слоговой структуры слова;
— развитие общей и мелкой моторики;
— работа над формированием высших психических функций.

Развитие артикуляционной моторики необходимо для правильного произнесения различных звуков. Для четкой артикуляции необходимо иметь сильные, упругие и подвижные органы речи. Упражнения должны быть направлены на развитие мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса. Так как у ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ слабая мимическая мускулатура необходимо проводить упражнения на формирование мимики. Затем проводятся упражнения для языка в зависимости от артикуляционных возможностей РЕБЕНКА.

Формирование интонационной стороны речи тесно связано с мимическими упражнениями. Необходимо обращать внимание ДЕТЕЙ на соответствующую действию интонацию. Развивают восприятие интонационной  выразительности сначала, специальные ритмические упражнения, затем отрабатывается выразительность эмоционально- смыслового содержания высказывания. Можно отработать одну фразу с разной интонацией, затем предложить РЕБЕНКУ придумать свои высказывания соответствующие определенной ситуации.

Необходимым в работе является отработка правильного дыхания. Многие  ДЕТИ недостаточно владеют речевым дыханием. Используя комплексы дыхательных упражнений отрабатывается: плавный, полный вдох и длительный выдох; комбинированный тип дыхания; так же эта работа является профилактикой по охране детского голоса (помогает правильно функционировать голосовые связки; предупреждает простудные заболевания).

Проводя работу над сохранными звуками необходимо опираться на формирование звуков в раннем онтогенезе. Эти звуки могут произноситься детьми, но быть недостаточно отчетливыми и смазанными. В первую очередь отрабатываются гласные звуки. Звук произносится в изолированной позиции, используются звуковые символы, затем производится работа со звуком в слогах и словах. Отработав  ряд гласных звуков и сохранные согласные, ДЕТИ уже легко справляются с поставленными задачами, у них повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения, который предполагает постановку, автоматизацию и дифференциацию отсутствующих звуков.

Работа по формированию фонематического слуха строится в соответствии с отработанными этапами:

— различение неречевых звуков;
— различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса;
— различение слов близких по звуковому составу (существительные, названия которых отличаются одним звуком; существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко — слоговой структуре; глаголы сходные по звучанию и т д);
— различение слогов (с усложнением);
— различение фонем.

Так же часто встречается нарушения слоговой структуры слова. Это нарушения количества слогов; последовательности слогов в слове; искажение структуры отдельного слога; и т д. Это может быть обусловлено состоянием сенсорных или моторных возможностей РЕБЕНКА В основу работы положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация, в которой выделено 14 типов слоговой степени сложности.

У ДЕТЕЙ, имеющих РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, используя упражнения соответствующие возрасту и возможностям РЕБЕНКА Необходимо проводить массаж кончиков пальцев.

Вся ЛОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА  предусматривает концентрацию внимания  РЕБЕНКА,  необходимость мыслительных операций, тренировку всех видов памяти, развитие воображения. Учитывая уровень сформированности тех или иных функций, ЛОГОПЕД  вносит в занятие дополнительные задания необходимые данному РЕБЕНКУ.

Вся работа ведется с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к ДЕТЯМ, по мере усвоения пройденного материала.

Литература:

1) Т. Б. Филичева :«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста». Москва, 2001г.

2) С. А. Миронова: «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва ,1991г.

3) Т. Б. Филичева Г. В., Чиркина: «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва, 2005г.

4) Т. А. Ткаченко: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Москва, 2004г.

Статья А. А. Тябиной  из материалов всероссийской научно- практической конференции